Официальный сайт федерации нард: nardy-nsk.ru


 
ФорумГалереяЧаВоПоискПользователиГруппыРегистрацияvk.comВход

Официальный сайт федерации нард: nardy-nsk.ru


Поделиться | 
 

 Общие принципы стратегии и тактики игры в длинные нарды. Ахундов Назим

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Anton
Admin
avatar

Сообщения : 94
Дата регистрации : 2012-04-03
Возраст : 27
Откуда : Новосибирск

СообщениеТема: Общие принципы стратегии и тактики игры в длинные нарды. Ахундов Назим   Вт Май 01, 2012 1:14 am

Давайте разберемся, а от чего на самом деле зависит результат игры в длинные нарды. Это не праздный вопрос. Автор берется показать и доказать, что результат игры зависит от мастерства игроков и поэтому для достижения лучших результатов надо придерживаться стратегических канонов игры и уметь грамотно использовать тактические приемы.

1. Все ли зависит от зар?


Нет, и не может быть разумного ответа на вопрос этой главы, если вы будете иметь в виду результат какой-то одной игры или даже одного какого-либо матча.

О каких-либо закономерностях и выводах относительно недетерминированных игр можно говорить только и только с позиции статистических показателей.

В отношении отдельной игры и даже нескольких игр даже трудно применить термин «правильная игра». Иногда неправильный ход может оказаться удачным, и вы можете выиграть игру, даже сделав массу ошибок. Но если вы хотите выигрывать часто и играть наравне с сильными игроками в течение длительного периода времени, надо в рассуждениях оперировать статистическими данными.

В дальнейшем все без исключения вопросы будут рассматриваться именно с этой точки зрения.

Представим себе, что в нарды сели играть два не новичка (игроки А и В), примерно одинакового уровня мастерства. И будут они играть, например, 100 000 тасов до 3 пойнтов каждый.

Какой у них будет счет? Если кому-то вопрос показался простым, то зря! Давайте разбираться.

Чтобы понять сложные процессы в науке применяют метод «от простого к сложному». Попробуем им воспользоваться.

Начнем с того, что не должно вызывать сомнений:

Партий в которых игроку А выпало на зарах больше, чем игроку В столько же, сколько партий в которых игроку А выпало на зарах меньше, чем игроку В. Т.е. везение и невезение должно быть поровну.
Игрок А играл партий белыми (первый ход) столько же, сколько черными (второй ход).
Давайте предположим, что шашки игрока А никогда не мешают движению шашек В. Тогда партию всегда будет выигрывать тот, кто больше бросил очков на зарах. Т.е. счет матча должен быть 50 000 : 50 000. Полная ничья!

Но, правила нард таковы, что пункт, занятый белой шашкой закрыт для черных шашек и наоборот. А значит, игроки могут мешать движению шашек соперника. Поэтому в игре могут и должны возникать ситуации, в которых игроки теряют очки – т.е. делают движений шашек меньше, чем всего за игру выпало очков на зарах.

Потери очков зависят уже от того, как игроки расставляют свои шашки, т.е. от их мастерства. Значит, выиграет этот матч из 100 тыс. тасов тот игрок, который лучше играет.



2. Как и почему кто-то выигрывает?



Теперь давайте разберемся, как и почему тот, кто лучше играет должен выиграть.

Мы уже разобрались, что Случайность в нардах изначально предполагает ничью в матче двух игроков. Происходит это потому, что в случае длинной серии игр, «везти» будет игрокам одинаково, и если каждый использует свое «везение», то общий счет матча будет ничейным. Что же можно сделать, чтобы изменить этот расклад?

На самом деле в самом общем случае есть только 2 возможности изменить соотношение очков от изначально одинакового соотношения: увеличить свои очки или уменьшить чужие. Как вы понимаете, сыграть больше, чем выбрасывают зары, правила не позволяют. Поэтому, в длинных нардах есть только второй путь: заставить соперника терять очки.

Вспомним, что есть 2 источника потерь очков:

Когда невозможно полностью сделать все движения хода, происходит потеря очков. Это происходит тогда, когда противник занял много пунктов и создал позицию, в которой вы не можете сходить все, что выпало на зарах.
На выбросе. Эти потери не связаны с игрой соперника, а вызваны собственными ошибками. Если вы будете неправильно заводить шашки в дом, делать лишние движения в доме, то будете терять очки. Эти потери очень подробно рассмотрены в первой части книги, поэтому повторяться не будем.
Отсюда и вытекает простой ответ на вопрос «как и почему?».

Чтобы играть лучше соперника и в случае длительного матча выиграть у него нужно стараться сделать 3 вещи:

Заставить соперника терять очки, создавая позицию, стесняющую движение шашек соперника.
Не позволить сопернику заставить вас терять очки.
Правильно играть на выбросе, грамотно заводя шашки в дом и заранее готовя лучшие позиции для скопления в доме своих шашек.
Тот, кто лучше преуспеет в этих трех пунктах, будет иметь преимущество. Произойдет это за счет тех случаев, когда по принципу «случайности» игра должна была бы быть выиграна соперником, т.к. ему выпало больше очков, но за счет потерь он проиграл. Это сместит баланс выигрышей в пользу более сильного игрока.



Попробуем разобраться в раскладе выигрыш/проигрыш более детально.



А) 50% партий, как мы выяснили выше, должны пройти с преимуществом по очкам на зарах для вас. И, если не допускать потерь очков, вы должны эти партии все выиграть. Кстати, умение очень грамотно использовать имеющееся преимущество в партии – признак большого мастера. Зачастую игра такого мастера сопровождается устойчивым впечатлением большинства зрителей, что он везунчик. Часто встречается в лексиконе игроков про таких мастеров слово «Пруль». Причина здесь простая. Выигрыши чаще запоминаются. А т.к. сильный игрок выигрывает почти все партии, в которых ему «везет», то и создается устойчивая ассоциация, что выиграл он по «везению».

Итак. Первое, что можно извлечь из правильной, грамотной игры – это максимальное количество выигрышей в «своих» партиях, в которых зары к вам более благосклонны, чем к сопернику. Повторим – для этого надо постараться не допустить потерь очков, а точнее не позволить сопернику создавать позиции, в которых вы будете терять очки и в то же время грамотно играть в заключительной части игры, правильно заводить шашки в дом и не допускать потерь очков из-за собственных ошибок.



Б) Бывают случаи, когда сделать ничего невозможно и при тех зарах, что выпадают сопернику проигрыш, а иногда даже марс просто неизбежен. Это так называемые «технические» проигрыши. В т.ч. «технические марсы» и проигрыши из-за многочисленных кушей на выбросе, а также игры с совершенно невосполнимым перебросом, который в отдельных случаях может превышать 100 пипсов. Никакая правильная игра, тактика и стратегия в таких случаях вам не поможет. Однако точно столько же «технических» выигрышей может быть и у вас, если вы их не упустите по ошибке.

По моим лично, сугубо субъективным, наблюдениям это примерно 25% всех партий.

В) Оставшиеся 25% партий тоже проходят с преимуществом по броскам зар для соперника. Но, в этом случае преимущество в очках не столь велико и может быть компенсировано потерями очков у соперника. В этих партиях вы получаете прекрасную возможность за счет лучшей игры, заставив соперника терять очки, отобрать у него часть «его» партий и склонить общий счет в свою пользу.

Сколько именно из этих 25% можно «украсть» у соперника – зависит от квалификации соперника. Это может быть 1, 5 или 20%. Для вопросов стратегии и тактики игры это не имеет значения.
Вышеописанные рассуждения не претендуют на серьезное количественное обоснование. Конечно, 25% безнадежных игр – цифра очень приблизительная, процент выигрышей при игре с соперниками разной силы – тоже не претендует на большую точность. Автора не ставил целью дать точный количественный анализ, а лишь хотел иллюстрировать качественные оценки и структуру побед/поражений в игре с разными соперниками.

Конечно, можно было бы использовать очень строгий математический аппарат и дать цифры, соответствующие нормальному распределению и основам теории вероятностей. Но, повторюсь, уточненные цифры для наших рассуждений не имеют значения. Нам важна качественная оценка вопроса кто и почему выигрывает в игре в длинные нарды.

Стратегический принцип игры в длинные нарды.



Мы сформулировали лишь некую общую мысль: надо не терять очки. Казалось из этого практические выводы сделать трудно. Поэтому давайте правильно обозначим, что это скорее общий принцип игры или некая сущность игры.

Автор берет на себя смелость сформулировать это так.



Стратегический принцип игры в длинные нарды:



Играть так, чтобы сохранить все очки, выпавшие на своих зарах и заставить соперника потерять как можно больше очков, выпавших на его зарах.



Сразу возникает вопрос – как воспользоваться этим стратегическим принципом?



Автор согласен с тем, сформулированный принцип звучит почти как «надо играть как можно лучше».



Тем не менее, в этой игре есть общая стратегическая линия и любой игрок, освоивший хотя бы минимальный объем общих сведений и минимальный набор тактических приемов в объеме первой части книги, вполне может ее применять в своей практической игре.

Автор берется каждого, кто внимательно прочитает эту главу убедить, что взяв за основу сформулированный стратегический принцип, сможет понять, как строить стратегию игры. Мы также разберемся какой набор тактических приемов надо освоить и использовать. И вы сможете все это применять в практической игре.



Стратегия.



Начнем с того, что стратегия игры определяется ее особенностями. Поэтому давайте самые важные из них вспомним:



С руки можно ходить только одну шашку (за редким исключением некоторых первых ходов);
Нельзя выбрасывать шашки, пока все они не накопятся в доме;
Передвижения внутри дома, чаще всего ведут к потере очков.
Заводить шашки далеко в дом невыгодно, это чаще всего ведет к потерям очков.

Как вы помните, доска состоит из 4 четвертей.
несколько терминов, важных для дальнейших рассуждений:
Рука. Место начального расположения шашек (часто ее еще называют «голова»).

База. 5 пунктов перед рукой, куда игрок выходит шашки с руки.

Дом. Место, где скапливаются шашки игрока перед тем, как начать выбрасывать в самом конце игры.

Итак, четвертей всего 4. Если говорить, например, о ваших, а не соперника шашках, то четверти расположены так (по направлению движения ваших шашек):

Ваша база (в ней расположена ваша рука);
Чужой дом (дом соперника);
Чужая база (база соперника);
Ваш дом.
В разные периоды игры эти четверти имеют разное значение для игры. Попробуем разобраться какое и когда.



Первая, самая простая, в общем и целом верная мысль, которая приходит всем, включая самых начинающих игроков, это – надо захватывать как можно больше пунктов, чтобы создавать трудности для движения шашек соперника и комфорт для своих передвижений.

Однако, в дебюте игры пока еще мало шашек и серьезные проблемы создавать просто нечем. И тут важно играть малыми ресурсами очень рационально. Не занимать вообще любые пункты, а самые важные.

А какие пункты самые важные? Те, которые создают наибольшие проблемы для соперника! В начале игры самое уязвимое место на доске – это база. Вызвано это тем, что много шашек собрано в руке, и выходить их можно с руки только по одной.

Отсюда следует первый элемент стратегии: в начале игры играем в основном в 1 и 3 четвертях, т.е. в своей и чужой базе. Лучше всего помогает этому такой прием: одну шашку ходим с головы, причем меньшую цифру зар, а другое движение делаем шашкой, которая ближе всего к чужой базе, причем большую цифру. Т.е. мы одновременно защищаем свою базу и стремимся как можно быстрее захватить пункты в чужой базе.

Все более-менее ясно в том случае, когда не удалось сколь-нибудь много пунктов занять в чужой базе (1 или 2 пункта). В этом случае нужно стремиться быстро занять в своем доме лучшие места (это 6, 5 и 4 на выбросе), можно при этом даже пожертвовать пунктами в базе соперника и переместить их в дом. Достаточно, как правило, даже одной шашки в базе, которая при этом становится «мостиком» в дом и никаких других функций не выполняет.

Так же более-менее ясно, что делать, если вы успели занять более 3 пунктов в чужой базе, в руке соперника при этом еще много шашек. Тогда надо играть на марс: держать осаду до последнего, стараясь «выдавить» последние шашки, защищающие выход с руки и сделать классический марс.

А что делать в случае, когда занято в чужой базе 3 шашки?

Это баланс на грани равновесия. Правда это еще зависит от того, какие именно пункты заняты (старшие или младшие). Будем рассматривать случай все же равновесия: 3 пункта и это не все старшие, например выход с руки на 2, 4 и 5.

В этом случае нужно смотреть много других факторов: общую ситуацию в игре, счет, дефицит ходов (свой и чужой) и т.д. Т.е. в каждой позиции возможен свой вариант развития игры: либо душить базу дальше, либо плюнуть и постараться максимум занять в доме.

В общем, это всегда решает сам игрок, исходя их собственной оценки позиции на доске: что важнее чужая база или свой дом.



Таким образом, общий стратегический рисунок игры таков.



Стараемся как можно быстрее вывести шашки в игру и, играть сразу в двух направлениях – занимаем пункты в чужой базе и занимаем пункты в своей. Чужой дом на этой стадии игры используется только как транзитное пространство. Занимать там пункты не имеет смысла. Надо стараться двигать шашки максимально эффективно к чужой базе.

С другой стороны нельзя допускать разрыва между шашками. В частности, не надо передвигать шашки из чужой базы дальше в свой дом, если еще не исчерпаны ресурсы атаки чужой базы.

В начале игры свой и чужой дом имеют тактическое значение, там не идет борьба за пункты на доске и они служат транзитом для продвижения шашек к базам игроков. База – уязвимое место. Если перекрыть 3 или 4 пункта выхода с руки, то мы уже создаем большие проблемы для соперника. Он перестает играть так, как задумал, а старается «выжить», не попасть в марс, однозначно теряет тактическую и позиционную инициативу, а зачастую еще и терпит прямые потери очков. Что полностью соответствует стратегическому принципу игры.

Конечно, есть и нюансы.

Во-первых, соперник тоже «не дремлет». И тоже пытается перекрыть пункты на вашей базе. А также защитить свою базу. Поэтому перед игроком часто стоит много вопросов:

что выбрать: атаковать чужую базу или строить оборону своей базы?
как понять, стоит ли дожимать в базе соперника или уже смысла нет, т.е. когда, в какой момент стоит перестроиться из чужой базы в свой дом?


Вообще-то, в какой-то степени при этом мы уходим от вопросов стратегии и переходим к тактике игры в тех или иных позициях. Но для понимания общего стратегического замысла игры это будет полезно.



4. Почему есть разница: старшие пункты или младшие?





Вопрос, на самом деле не сложный, но очень важный.

Во-первых, стоит запомнить, что вероятность выбросить 1,2,3,4,5 или 6 абсолютно одинакова. Нет разницы, выходить с руки на 1,2 и 4 или выходить с руки на 3,5 и 6. Никакой разницы нет – но, только с точки зрения вероятности выпадения и частоты выхода шашек с руки!

Тогда в чем же дело? Почему старшие позиции так важны?

Давайте подумаем, что вынужден делать игрок, у которого блокирована база и часто хода с руки нет? Да. Совершенно очевидно, ходить в других местах. Хорошо, если есть запас свободных шашек (запас ходов). Когда они кончатся, придется открывать пункты, а значит ухудшать свою позицию, усиливать дефицит ходов и увеличивать, таким образом, риск проигрыша. Значит сопернику надо, чтобы запас был больше и заканчивался дольше. А вам надо наоборот, чтобы запас ходов соперника был меньше и закончился бы быстрее.

Теперь посмотрим, что будет, если мы закрыли младшие позиции. Если есть ход с руки, то соперник его ходит, а оставшуюся часть играет, используя свой «запас». Закрыты младшие, значит выход с руки по старшим цифрам, а «запас» используется на младшую цифру. И наоборот. Когда закрыты старшие пункты, ход с руки на младшие пункты, а «запас» используется старшими цифрами.

Итого получаем простой факт:

Когда закрыты старшие пункты, соперник быстрее использует свой «запас» и вероятность его проигрыша выше.

В этом и только в этом все дело.

На самом деле этот тактический прием универсален.

Создавая дефицит ходов (а это и блоки, и другие расстановки шашек, и прочее, и не только в чужой базе), старайтесь в первую очередь перекрывать везде именно старшие ходы. Причина та же, что изложено выше.

Однако, развитие темы дефицита ходов, в первую очередь тема блоков будет в III части книги, поэтому развивать и далее эту мысль здесь нецелесообразно.





5. Атака или оборона?



Вопрос, на самом деле не такой простой. Но и не архи сложный. Для решения вопроса исходите из следующих принципов:

Своя база ближе вам и дальше для соперника, а потому защищать ее легче у вас большое преимущество в расстоянии. Поэтому если вам зары дают мало очков, то занимайтесь обороной, а если много, то атакой. Эта тактика лучше всего годится для начала игры, когда еще в игре мало шашек и много свободных пунктов.
Если у вас есть достаточно авант (свободных шашек) вблизи чужой базы, то все их надо стараться пристроить в чужой базе, даже если зар дает вам мало очков.
Если вам зар дает мало очков, но соперника тоже «не балует», и у соперника вблизи вашей базы нет авант, то надо атаковать в любом случае.
Если зар дает много очков, но вашей базе создана реальная угроза захвата, то, конечно, надо защищать базу.
Угроза базе (вашей или соперника) определяется количеством пунктов, на которые можно ходить с руки и количеством шашек в руке, а также запасом ходов у соперника шашками за пределами своей базы. Решение надо принимать, учитывая все 3 фактора. Если, например, выход с руки только один и, к тому же, на младшие пункты (1 или 2), то это еще даже не тревога, когда в руке всего 1 шашка. А если их там 8, то это практически марс. Если выхода с руки 3, но в остальной части доски практически нет ходов, то катастрофа близка и все мысли стоит сосредоточить на уходе от марса. И т.д.
Напомним, сто в целом примерную оценку позиции на базе можно делать так:
А) Выход с руки на 4 и более пункта, из которых как минимум 2 – на 6, 5 или 4 (по цифре на гранях зар) – ситуация безопасная, можно заниматься другими делами в остальной части доски. Если аналогию проводить со светофором – зеленый свет.

Б) Выход с руки на 3 пункта – ситуация тревожная, срочно нужно внимательно проанализировать позицию на доске. В среднем это пограничная ситуация, трагедии нет, но повод для обеспокоенности найти можно. Неустойчивое равновесие. А если по аналогии со светофором, то желтый цвет. И сказать абстрактно насколько все хорошо или плохо – нельзя. Это зависит от многих других факторов:

- от количества шашек в руке;

- от запаса ходов в остальной части доски;

- от того, какие именно пункты у руки закрыты: если 4,5,6, - то это уже беда, а если 1,2,3, - то еще терпимо.

Более точно ситуацию можно оценить лишь за доской в конкретной ситуации. И это должно игроку прийти с опытом. На самом деле, Мастера могут эту оценку сделать за несколько секунд, окинув доску взглядом.

В) Выход с руки на 2 или 1 – красный свет и оранжевая тревога! Пора все усилия направить только на то, чтобы вывести шашки из опасной зоны, даже если пожертвовать многими важными пунктами в других частях доски.

Более детальную оценку опасности расположения шашек на базе мы делали в первой части книги. Имеет смысл еще раз эту главу перечитать. Там есть в т.ч. численные оценки.



Подведем итог:



В начале игры ориентируемся на пипсы: если опережаем соперника – то атакуем чужую базу, если отстаем – то защищаем собственную базу.

Атака чужой базы – наибольший приоритет в игре. Пока есть серьезные шансы занять 4 и более пунктов (особенно если старших), то стоит даже идти в рискованную атаку.

Соперник также в первую очередь будет атаковать вашу базу, поэтому при оценке рисков атаки, прежде всего, смотрите, сколько и какие пункты занял соперник на вашей базе, далее оценивайте количество шашек в руке и общий запас ходов.

Всегда следим: чем больше ваше преимущество по пипсам, тем меньше оснований для рискованных ходов. Чем больше отставание по пипсам тем обоснованнее рискованная игра. В то же время, никогда не стоит забывать о счете в матче, о марсе и других обстоятельствах. Т.е. риски все равно надо соразмерять с ситуацией.

Одним из общих универсальных принципов рискованного хода или плана игры является принцип соответствия: риск, в случае успеха, должен приносить больше преимущества, чем будут потери от риска, если он закончится неудачей.

В середине игры одним из наиболее важных показателей нужно ли идти в атаку или сосредоточиться на обороне, является количество и расположение пунктов, занятых в чужой базе.



Этот показатель в большинстве случаев сам по себе говорит о многом. Но если ситуация ровная (3 пункта занято), то надо смотреть еще и другие показатели позиции.



Если вам удалось занять только один или два пункта в базе соперника и перспективы на остальное слабые, вам стоит все усилия направить на захват пунктов в своем доме.

В доме наиболее ценны пункты 4-5-6 (по цифре на зарах для выброса шашек). Именно в такой последовательности по убыванию ценности: 4-5-6, 4-5, 4-6, 5-6, 4,5,6.

Ради получения ценных пунктов 4-5-6 имеет смысл пожертвовать пунктом на базе соперника, если там остается, хотя бы, еще один пункт в качестве мостика для захода шашек в дом.



Атака чужой базы, как правило, преследует 2 цели:

v максимум – сделать марс

v минимум – сковать движение вражеских шашек и перехватить тактическую инициативу для получения позиционных преимуществ.

Чрезвычайно важно своевременно понять, что атака не даст желаемых результатов – марса не будет, серьезного блока поставить не удалось, шашки соперника все равно уйдут и т.д.

Стремление сделать марс – одно из самых острых в игре. Однако, чаще всего игра развивается без малейших шансов на то, чтобы сделать марс. Поэтому надо быть готовым к позиционной, тактической борьбе за очки: чтобы 100% использовать свои и как можно больше отнять у соперника.

И это уже высокое мастерство игры. Для того, чтобы выполнить эту, очень сложную задачу, надо освоить целый ряд важных тактических приемов и уметь ими грамотно пользоваться.

Аналогия здесь напрашивается из боевых искусств: надо научиться выполнять определенные приемы, оттачивать их исполнение и уже в конкретном поединке пытаться их грамотно применить.

Из наиболее важных тактических приемов следует выделить и особо подчеркнуть эти:

Захват чужой базы подробно описан в первой части книги. Пожалуй стоит еще оговориться, что отдельным тактическим приемом это назвать нельзя, но осваивать игру надо начиная с этой части стратегии и тактики.
Построение блоков. Это, пожалуй, самый распространенный и самый эффективный из всех тактических приемов игры. И в то же время одна из самых сложных тем для изучения. Одну из дальнейших глав мы посвятим только блокам: как их строить, как им противостоять, как разрушать, как играть на встречных блоках и как играть при наличии двух блоков в разных местах доски
Прием «посадить на 6». Прием очень хорошо известный мастерам игры и часто недооцениваемый начинающими. Суть простая – в чужом доме оставить ход только на один пункт, с которого выбрасывать шашки можно только при цифре шесть на заре. В первой части книги мы этот прием описывали, но есть смысл рассмотреть его подробнее. Несмотря на простоту и понятность приема, в нем множество нюансов и секретов.
Правильный заход в дом. Эту часть игры мы изучали в первой части книги. Поэтому достаточно будет перечитать главу «Как и где теряются очки?» (стр.104).
Грамотный розыгрыш дебюта. Для этого перечитайте еще раз первую часть книги – «нардовую топологию» и «правило №1».
Захват свободных полей. Самый понятный новичкам прием. И в то же время именно здесь начинающие игроки совершают огромное количество ошибок. Стоит еще раз вспомнить нардовую топологию и посмотреть главу с таблицами вероятностей, а также освежить в памяти понятие прямой видимости.
Тихий ход. Самая непонятная для начинающих часть игровой мудрости. И даже многие из набравших приличный опыт игроков не всегда умеют правильно играть в позициях, когда, казалось бы, не имеет значения как ходить. Именно в здесь необходимо освоить и грамотно применять понятие «запас ходов» и «дефицит ходов». Этот вопрос также рассмотрен в первой части книги.


Завершая эту главу, отметим, что стратегии нет без тактики, как и тактика малоосмысленна без грамотной стратегии. Поэтому, автор настоятельно рекомендует тем, кто только начал осваивать длинные нарды, сначала понять стратегию игры, потом изучить тактические приемы, и потом осмыслить стратегию еще раз, уже с точки зрения накопленного опыта применения тактических приемов.





5. Стратагемы.


Немного «игровой философии».



Автор намеренно ввел именно такой термин для изложения материала, хотя мог поступить проще.



То, что автор назвал «дефицитом», на самом деле, игроки в длинные нарды чаще называют «запасом». Запас ходов и дефицит ходов – это одно и то же, но с противоположных полюсов этого термина. Как наполовину полный стакан то же, что и наполовину пустой. Но именно эта сторона (дефицитность некоторых ходов), а не другая (избыток или запас некоторых других ходов) важна для правильного анализа ситуации на доске. Если у вас много ходов на 5, особенного преимущества вам это не даст, а вот дефицит ходов на 4 (обе цифры взяты только для примера, читайте – любая другая цифра) может привести к серьезным проблемам и дать вашему оппоненту возможность строить игру или контригру. Чтобы лучше понять роль понятия «дефицит ходов» попробуем сделать некоторые выводы из всего ранее написанного, в т.ч. и в 1 части книги.

Но сначала заглянем в Википедию:

Стратегема (древнегреч. στρατήγημα — военная хитрость) — хитроумный план, оригинальный путь к достижению военных, гражданских, политических, экономических или личных целей.

Хотя термин "стратегема" использовался ещё в Древней Греции, широкую известность в Западной Европе он приобрёл благодаря книге древнеримского автора Секста Юлия Фронтина "Стратегемы" ("STRATEGEMATA") и книге древнеримского писателя македонского происхождения Полиэна с таким же названием на греческом языке.

В настоящее время стали широко известны 36 древнекитайских военных хитростей, по отношению к которым чаще употребляется написание стратагема (в то время как для древнеримских и древнегреческих приёмов, описанных Фронтином и Полиэном, традиционно принято написание "стратегема").

«Стратагемы подобны невидимым ножам, которые спрятаны в человеческом мозгу и сверкают, только когда их вздумаешь применить. Тот, кто умеет применять стратагемы, всегда удержит инициативу в своих руках». «Хитрость в бою — 36 стратагем» (Тайбэй, 1985).

(Взято из Википедии)



Нарды – игра недетерминированная, важная роль в ней принадлежит зарам, которые диктуют, на сколько пунктов можно подвинуть шашки по доске. В длинных нардах нет боя шашек, бонусных и каких-либо других добавочных очков. Правила жестко регламентируют направление движения шашек и очередность ходов соперников.

Единственным параметром, который доступен игроку, и позволяющим ему влиять на игру является расстановка шашек. В русле всего, что мы рассмотрели во 2 части книги, смысл расстановки понятен – мешать двигаться сопернику и не давать сопернику мешать вам. Мешать – это значит стремиться занять больше пунктов, чтобы беспрепятственно двигаться к цели самому, а сопернику осложнять движение. Таким образом, стратегию игры для длинных нард можно сформулировать еще и так: «правильно расставляйте шашки». Практически очевидным и естественным логическим продолжением этой формулировки будет: «занимайте свободные пункты и не давайте сопернику занимать свободные пункты».

На этом простота заканчивается.

Во-1-х, не все поля можно занять.

Во-2-х, свободные поля неравнозначны.

В-3-х, даже занятое и свободное поля неравнозначны. Бывает так, что лучше не занимать свободное поле, а выставить шашку на уже занятое поле (например, когда вам нужно, чтобы последняя шашка соперника «ушла» из дома и можно было бы захлопнуть марсовую ловушку). Есть и другие соображения. Например – куда ходить по уже занятым пунктам, когда все уже занято или занять свободный пункт невозможно.

Итого получается, что из самых общих соображений понятно, что надо делать (занимать свободные поля самому и не давать оппоненту занимать их), но, пока, непонятно как.

В то же время мы уже достаточно изучили стратегию и тактику игры. И теперь можно сформулировать то, что изначально было не очевидно: какие пункты надо занимать, если есть выбор и как ходить, если свободный пункт занять невозможно? Это и есть главный вопрос, который надо решить при выборе хода в соответствии с выбросом зар. Для этих целей автор предлагает читателям некоторое подобие стратагем («инструкций») «как правильно ходить»:



7 стратагем для игры в длинные нарды.



1. Ходить надо разными шашками, чтобы занимать больше полей. Более конкретно в начале игры: ходить одну шашку с руки, а другую ту, которая находится ближе к III и IV четвертям доски.


2. В первую очередь надо занимать свободные пункты, если они есть.


3. Если создать существенное затруднение для соперника не удается, занимать надо тот пункт, который расположен ближе к своему дому, но не создает большого «разрыва» от ближайшей остающейся сзади своей шашки.


4. Если есть выбор, занимать надо тот пункт, который примыкает к своим шашкам, создавая (наращивая) блоки.


5. Имеющиеся свободные пункты не равноценны. В начале игры важны пункты в I (своя база) и III (чужая база) четвертях. Эти пункты имеют «тактическое» значение. В середине и конце игры важнее поля во II(чужой дом) и IV(свой дом) четвертях, они имеют «стратегическое» значение, позволяя правильно заводить в дом свои шашки и заставляя соперника заводить шашки в дом с потерями очков.
6. Если есть выбор в ходах, но занять свободные пункты не удается, надо ставить шашку так, чтобы следующим ходом у нее были наибольшие шансы занять этот пока еще свободный пункт. При этом помните, что лучшая для этого позиция – на расстоянии 6 очков от нужного пункта! Если же нельзя встать на расстояние 6, то выбирайте меньшую дистанцию, т.е. в пределах «прямой видимости».


7. Ходить надо так, чтобы устранять «дефицит» ходов собственных и усиливать «дефицит ходов» соперника. «Дефицит ходов» можно посчитать в данной конкретной позиции, но, как правило, приблизительно. Во-первых, у вас может не быть ни одного хода на 5, но много ходов с пятеркой (1-5, 3-5 и др.). Во-вторых, он зависит еще и от вашего хода, который например, может быть просто вынужденным. Кроме того, надо уметь просчитывать какие ходы могут стать «дефицитными» к следующему вашему ходу.


* * *



Это примерный итог того, о чем написано ранее. Вышеуказанные стратагемы расположены (и пронумерованы) по степени возрастания приоритета. Если происходит коллизия стратагем, т.е. для стратагемы 1 хорош один ход, а для стратагемы 2 другой, то надо выполнять требование старшей (приоритетной) стратагемы. Умение технически исполнять эти стратагемы характеризует уровень мастерства игрока. Чем старше стратагему вы освоили, тем ближе вы к Мастерству. Умение использовать «дефицит ходов» свой и соперника является наиболее приоритетным и характерен для игры наиболее опытных и искусных игроков.

Примерно по этой же схеме – от 1 стратагемы к 7 наиболее целесообразно учиться играть, осваивая по очереди все. Когда вы сможете «видеть» на доске «дефицит ходов» своих и соперника и сможете его использовать в игре, можете смело называть себя сильным игроком.

По большому счету, все стратагемы являются производными от понятия «дефицит ходов», который является основным, фундаментальным, если вообще не единственным принципом осуществления стратегии «правильной расстановки шашек».

Умелое использование «дефицита ходов» может за 1-2 хода полностью изменить расстановку сил на доске и сделать из проигранной, почти безнадежной позиции выигрышную.

Конечно же, это всего лишь формулировки, а практическое исполнение стратагем дается лишь с накопленным опытом игры. Сразу стать Мастером длинных нард нельзя. Но если вы усвоили сам факт существования стратагем, вы сможете лучше понимать, как играют более сильные игроки и каждая партия будет вас вести к улучшению уровня игры.



* * *



И еще одно важное обстоятельство. Понятие стратагем и вообще все теоретические положения правильной игры подлежат в первую очередь осмыслению и нужны для правильного понимания игры. В реальном матче делать выбор хода, вычисляя его по схеме 7 стратагем – вещь нереальная. В игре вам будет помогать накопленный опыт и знания. А вот накопить эти знания - призвана помочь эта книга.



Автор очень надеется, что чтение было полезным для вас.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://nardy-nsk.ru
 
Общие принципы стратегии и тактики игры в длинные нарды. Ахундов Назим
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Создай прикольную аватарку
» [Истории правдивые и не очень]
» Фотографии ЖК "Никольско-Трубецкое" от 30.01.2012
» Фотографии ЖК "Никольско-Трубецкое" от 03-04.03.2012
» Что такое InSIMenator?

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Официальный сайт федерации нард: nardy-nsk.ru :: Вопросы по игре :: Статьи по нардам-
Перейти: